You are here:   Главная МотоНавык Harley-Davidson и проект Nova

Harley-Davidson и проект Nova
Мотоспорт - МотоНавык

harley-davidson и проект nova

Harley-Davidson - компания, заслужившая репутацию «техно-лентяя», особняком стоящая от всей этой гонки «мотовооружений», происходящей во всем остальном мире. В то время как японские и европейские компании наперегонки, в самом жестком ритме, внедряют последние наработки, увеличивая считаными лошадями мощность и сбрасывая граммами вес - во имя того, чтобы добавить или хотя бы не потерять пару процентов продаж, Харлей в лучшем случае просто разбавлял свою гамму очередной вариацией дизайна. Можно сказать, что за полвека у компании было всего 2-3 основные модели в различных проявлениях и конфигурациях.

Самым прогрессивным продуктом последних 50 лет оказывается VRSCA (V-Rod) - инжекторный двигатель Revolution жидкостного охлаждения, разработанный совместно с Porsche. Но «Революция» была запущена только в 21 веке, а что спасало компанию до этого?

Конечно же, H-D выживала благодаря уникальности расположения. Хорошо заработав на войне, в H-D смогли с достоинством противостоять локальным конкурентам. Компания стала центральным звеном по обеспечению потребностей мотолюбителей огромных территорий Северной Америки и остается им до сих пор. Не испытывая серьезных трудностей со сбытом своей продукции, компания смогла развиться и создать себе образ производителя настоящих железных американских байков, качественных и стильных тру-круизеров, тесно связав свою продукцию с «символом свободы», что было столь значимо для рядового американца. Это помогло H-D избежать разорения компании в 60-х и 80-х, когда японские (и даже итальянские) мотоциклы лавиной импортировались в США. Harley-Davidson переболела это и более того, провела контратаку, предложив свою продукцию на мировом рынке.

Однако нельзя сказать, что их никогда не заботило кардинальное обновление линейки. Например, не многие знают о том, что в 70-х годах Harley-Davidson активно работала над проектом под кодовым названием Nova, основной целью которого было создание двигателей конфигурации V4 с жидкостным охлаждением. На этом интересном проекте сегодня мы остановимся подробней.

Прослеживая эволюцию H-D, мы видим, что компания начинала с моторизированных велосипедов и пришла к V-образным длинноходным двигателям с толкателями клапанов типа pushrod или OHV. Эта конфигурация удачно вписывается в образ американской компании благодаря изумительному звучанию и характерному виду двигателя. Но если учесть, что для нового Харлея с двигателем больше литра было нормальным показать на динамометре около 50 л.с., то становится понятно, что у этих мотоциклов существовало слабое место, которое нужно было срочно исправлять. В компании пришли к пониманию ситуации, когда своими глазами увидели поток японских мотоциклов, «на ура» принимаемый американским потребителем. Тогда, в 1976 году и был запущен проект Nova по разработке 4-цилиндровых короткоходных двигателей жидкостного охлаждения для целой гаммы новых моделей мотоциклов. Главной целью было поднять мощность, хотя бы раза в три. Тогда, для 70-х годов этого было бы более чем достаточно для достойной конкуренции даже в мировых масштабах.

После нескольких лет разработок, к намеченному на 1981 год сроку, инженерами были представлены как минимум 30 различных двигателей и 12 полностью собранных и рабочих мотоциклов. К тому времени, эти двигатели наработали уже более 2 тысяч часов, а мотоциклы «набегали» более 100 тысяч километров. За все время тестирования на всех представленных мотоциклах не нашлось никаких серьезных проблем с двигателями или рамой - они были полностью пригодны для использования, а один из прототипов даже соответствовал самым жестким калифорнийским экологическим нормам.

Ввиду того, что своих инженерных ресурсов у H-D было немного, было решено отдать производство двигателей сторонней компании и из трех присланных заявок выбор пал на Porsche. Изготовление шасси и тестирование должно было производиться в Милуоки, а разработка и сборка двигателей - на мощностях самой Porsche.

Кстати, говорить о том, что все представленные прототипы были конфигурации только V4 - не верно. Там же существовали подобные V2 и даже V6-образные агрегаты! В конфигурацию добавьте DOHC-привод клапанов, жидкостное охлаждение, балансировочный вал и 5-скоростную КПП. Возможно было использовать и впрыск топлива! Не было ли это волшебной формулой, идеально подходящей для укрепления позиций Харлеев на своем континенте и завоевания остальных?

Конечно, в этой конструкции было и несколько спорных моментов. К примеру - расположение радиатора. Во благо стилю, радиатор переместили под сидение, куда с помощью специальных воздуховодов сильным потоком поступал воздух. Топливный бак был отнесен еще дальше - он огибал радиатор. Центр тяжести оказался ниже, но теоретически могли возникнуть проблемы с излишним обогревом топливного бака. К тому же, это могло затруднять подачу топлива в двигатель, а ограниченное место не позволяло устанавливать топливные баки большей емкости, что бывает необходимо для круизеров при долгих путешествиях.

В проекте Nova долго спорили о том, каким должен быть привод мотоцикла - цепь, ремень или кардан. Было дело, даже подумывали о том, чтобы развернуть двигатель на 90 градусов, как у мотоциклов Moto Guzzi, но потом эту затею решили оставить. В результате было принято использовать ременной привод с возможностью переключиться на цепь. Как раз в это время модель FLT 1979 своим удачным запуском подтверждает возможность использования ремня без каких-либо проблем.

Теперь, после всего вышеописанного, мы видим, что проект Nova действительно был новым для своего времени, даже более чем. На весь процесс разработки в Harley-Davidson потратили около 15 миллионов долларов (что соответствует примерно 40 миллионам сегодняшних долларов!). Все, что оставалось сделать на тот момент - это переоборудовать конвейер и запустить, наконец, производство мотоциклов Nova. Но почему же этого так никогда и не случилось и все эти наработки так и остались в виде прототипов, некоторые из которых только разбавляют список экспонатов в прифабричном музее в Милуоки (Milwaukee), напоминая нам о существовании проекта?

Не конкретные функциональные изыски поставили табу на его будущем. Отнюдь, мотоциклы прошли все испытания и были признаны готовыми к производству. Тогда давайте посмотрим выше, гораздо выше, в самый верх - управление компании, и попытаемся вспомнить, что там в это время происходило.

Еще в конце 60-х, когда компания Harley-Davidson находилась на грани разорения, ей пришла на помощь American Machine and Foundry, выкупив акции и взяв управление в свои руки. На самом деле, ничего плохого в этом не было, ведь президент AMF Родни Готт (Rodney C. Gott) сам очень любил мотоциклы, а к H-D относился с душой. При нем компания снова стала процветать, и даже приносила AMF наибольшую часть выручки. Это продолжалось до 1980 года, когда в AMF сменилось руководство и пост главы занял Том Йорк (Tom York). Вот тогда отношения между компаниями в корне изменились. AMF перешла к политике максимальной прибыли, «выдаивая» H-D до последнего. Конечно же, ни о каком рискованном проекте, вроде Nova и речи быть не могло. Все планы рушились, чертежи убирались в архивы, а мотоциклы отправлялись по музеям.

Но нет худа без добра - именно после этого момента в компании Harley-Davidson решают выйти из AMF, выкупив назад все акции. И уже в 1981 году H-D объявляет о своей полной независимости. Однако, чтобы это случилось, Харлей пришлось взять солидный банковский кредит, в результате чего в компании снова встали перед выбором: либо развивать уже проверенный Evolution V-twin, либо делать ставки на Nova, окупаемость которой была еще под вопросом. Как вы уже поняли, в тот момент проект Nova похоронили во второй раз. Но как мы видим, отголоски прошлых инициатив начинают возвращаться. Например, в виде модели V-Rod, которую в Harley-Davidson называют апогеем американской технической мысли. Есть все основания, чтобы воспринимать эту модель как переосмысленный проект Nova.

Возникает логичный вопрос, а что бы случилось, если бы в тот, решающий момент, в Харлее сделали ставку на Nova? Как бы сейчас выглядели мотоциклы этой компании? А может, они бы вообще сейчас перестали как-либо выглядеть, вместе с самой компанией?

Уверен, правило «что ни делается - все к лучшему» сработало и в этот раз. Harley-Davidson отметила свое столетие и, худо-бедно, продолжает развиваться. А V4 - и V6-образные агрегаты еще придут в H-D, если это будет действительно необходимо. По некоторым предположениям, четырехцилиндровый родственник двигателя Revolution еще покажет себя, правда чуть позже - как только «устаканится» мировая экономика.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости motoGP:

Pons Racing и Tech3 возвращаются к работе на треке

News image

Ricardo Tormo Circuit примет двухдневный тест, который позволит прототипам Pons Kalex и Tech3 Moto...

Горячая битва сезона 2009!

News image

Гран При Каталонии войдет в историю лучших сражений в истории MotoGP - между напарниками по команд...

Росси: я решу свою судьбу этим летом

News image

- Чем ты занимался в этот период перед началом сезона. Сколько времени тренировался и отдыхал? ...

Bridgestone - монополный поставщик покрышек MotoGP

News image

Сегодня официально подтверждено, что японская шинная компания Bridgestone становится единственным ...

Мотоспорт:

Дакар 2010: Камелия Липароти добралась до финиша!

News image

В классе QUAD или ATV ралли Дакар есть свой победитель - это Маркос Патронелли, опытный аргентинский райдер. Но может ли ф...

Международная мотоциклетная федерация

News image

Международная мотоциклетная федерация (фр. Fédération Internationale de Motocyclisme, сокращенно FIM, ФИМ) — неком...

Уроки мастерства:

Интервью с Ленкой Копаловой

News image

Гражданка Чехии Ленка Копалова - единственная и неповторимая. Не только из-за того, что она смелая, отчаянная и красивая. Но пот...

Самый маленький электробайк в мире

News image

Этот электрический мотоцикл, который по праву может считаться самым миниатюрным мотоциклом на электротяге в мире, соорудил 35-ле...

Лучшие мототрассы:

Moscow Ring

News image

Moscow RingРоссия, Москва, Мячково Длина кольца: --- метров Ширина трека: --- метров

Autodromo Brno

News image

Autodromo BrnoЧехия, Брно Длина кольца: 5403 метра (3.357 мили) Ширина трека: 15 метров Самая длинная прямая: 636 метро...

Авторизация



Последние новости:

Беларусь примет Чемпионат Европы по мотоболу 2010 года

Европейский союз мотоциклистов (UEM) принял решение провести очередной XXV чем...

Колечко, колечко, кольцо!

В эту субботу под Нижним Новгородом состоится открытие новой гоночной трассы ...

Между Лаузицем и Мюджелло

В эти выходные внимание поклонников гонок будет сконцентрировано на немецком Л...

Популярные статьи:

Шпунт Ларсена по недорогой стоимости Vector Shpunt: актуальные научные знания

Уже не первое столетие одной из крупнейших сфер деятельности человека выступает ...

Как достичь результата в атлетизме: секрет в применении Анаполон Балкана

Любой любитель тренажерного зала работает над улучшением собственного тела, что ...

Мотофристайл

Мотофристайл или Freestyle Motocross (FMX) - молодой, но уже официально призна...

Новости МотоGP:

MotoGP: великие перестановки

Скоро настанет великий день для любителей MotoGP во всем мире. Валентино Росси...

Путь Карлито (Журнал Мото , апрель 2010 года)

Карло Пернат: «Мне платят за мою страсть» В паддоках MotoGP Карло Пернат - ...

Валентино Росси: новый шлем для гонки

Помимо новой «одежки» мотоциклов с фотографиями поклонников, решено было, что ...